Недавно у меня был друг, которому я предложил прослушать мою акустическую систему DIY PC. Первое, что он сказал, это была не похвала моему аудиооборудованию, а скорее вопрос о программном обеспечении: «Вы все еще используете Winamp?» Немного удивленный, лучшее, что я мог сказать, это что-то вроде «Да, это круто».
Этот обмен продолжал возвращаться ко мне позже в тот же день. «Что еще я бы использовал?» Я поинтересовался.
Мой интерес к музыке зародился несколько десятилетий назад, но по-настоящему не укрепился, пока я не получил свой первый компьютер незадолго до начала века. Это было примерно в то время, когда популярность устройств записи компакт-дисков и обмена файлами MP3 резко возросла, поэтому неудивительно, что одной из первых программ, которые я скачал, была Winamp.
Winamp — это медиаплеер, разработанный Джастином Франкелем и Дмитрием Болдыревым под брендом Nullsoft в 1997 году. Он поддерживает широкий спектр аудиоформатов, в том числе MP3, AAC, FLAC, WAV и WMA. Ранние версии проигрывателя — стилизованный WinAMP как чемодане из «Windows» и «AMP» (короткая для двигателя Advanced Multimedia Products MP3 воспроизведения файлов он использован) — предложили рудиментарные управления, но к тому времени версии 1.006 запущен только через несколько месяцев, его культовый графический интерфейс действительно начал обретать форму.
Переименованная в Winamp, программа добавила такие удобства, как ползунок громкости, меняющий цвет, и анализатор спектра. Пользователи также имели доступ к эквалайзеру для изменения частотных характеристик и списку воспроизведения, чтобы помочь вам организовать треки. Графический интерфейс, напоминающий штатную стереогарнитуру, казался правильным, но самое интересное — настроить внешний вид плеера с помощью скинов и плагинов.
Скины позволяют изменять внешний вид графического интерфейса Winamp. С помощью сценариев они также могут добавлять в плеер функциональные возможности. За модификациями Winamp стояло целое сообщество и множество качественных скинов Winamp на выбор, хотя лично я всегда предпочитал простой вид Winamp Classic.
По сей день единственный плагин, с которым я когда-либо возился, — это разнообразие визуализаций. В частности, Geiss для Winamp создает световое шоу, которое «позволяет вам летать сквозь звуковые волны музыки, которую вы слушаете». Попробуйте когда-нибудь; это большое развлечение.
Winamp сразу же стал хитом среди первых последователей. К середине 1998 года программа, которая дебютировала как бесплатная, но после запуска перешла на условно-бесплатную модель, была загружена более трех миллионов раз. Это привлекло внимание крупных медиа-брендов, включая AOL, которая приобрела Nullsoft в июне 1999 года за 80 миллионов долларов и продолжала управлять ею как дочерней компанией.
Вскоре последовал массовый успех. К июню 2000 года у Winamp было 25 миллионов зарегистрированных пользователей, и только год спустя было замечено, что он превысил отметку в 60 миллионов пользователей. Было совершенно ясно, что MP3 станут следующим большим достижением в музыке. И они были… во всяком случае, какое-то время.
Покупка музыки
Одна из основных проблем, с которой столкнулась индустрия, заключалась в том, как монетизировать цифровую музыку. Совершенно отсутствовали законные возможности для покупки MP3, а те немногие, которые действительно существовали в то время, были трудными в использовании, дорогими и ограничивающими. Многие тяготели к платформам для обмена файлами, таким как Napster и Kazaa, для создания своих цифровых музыкальных коллекций, украденных или нет. Winamp часто был предпочтительным игроком.
Понимая, что рынок пуст, генеральный директор Apple Стив Джобс поручил своей команде создать портативный музыкальный плеер — iPod. В следующем году он достиг соглашения с крупными звукозаписывающими компаниями о продаже музыки через iTunes по цене 0,99 доллара за песню. Это был гораздо меньший доход, чем то, что принесла бы покупка полного альбома, но в конечном итоге это было беспроигрышным для обеих сторон.
Потребителям понравилась гибкость выбора вручную только тех треков, которые они хотели, без необходимости тратить часы на поиск сомнительных P2P-сайтов, которые были переполнены вирусами. При цене менее 1 доллара каждая покупка быстро попала в категорию импульсных.
Тем временем индустрия звукозаписи и артисты наконец-то нашли способ зарабатывать деньги на цифровой музыке. Возможно, это было не так прибыльно, как в старые добрые времена, но это было лучше, чем ничего.
Однако в мире технологий ничто не остается неизменным, и схема покупки отдельных треков в музыкальной индустрии не стала исключением. В течение следующих нескольких лет, по мере развития смартфонов и беспроводных сетевых технологий, сервисы потоковой передачи музыки по требованию, такие как Spotify, стали пользоваться популярностью. Казалось бы, Святой Грааль музыки, сегодняшние потоковые сервисы предоставляют неограниченный доступ к более чем 40 миллионам треков за небольшую ежемесячную плату.
Последствия
По мере того, как слушание все больше уходило от традиционных компьютеров, популярность таких программ, как Winamp, предсказуемо снизилась.
В начале 2014 года AOL передала Winamp бельгийскому радиоагрегатору Radionomy. В октябре 2018 года генеральный директор Radionomy Александр Сабунджян пообещал, что новая версия программы — Winamp 6 — выйдет в 2019 году, но на момент написания такой версии не было. Фактически, Radionomy больше не существует и был переименован в Shoutcast.
Ссылка на веб-сайте Shoutcast указывает на Winamp.com, где в настоящее время предлагается просочившаяся версия Winamp 5.8. Многие пуристы, в том числе и я, предпочитают более ранние версии Winamp из-за их простоты и отсутствия наворотов. Я лично использую v5.03a, выпущенную 26 марта 2004 года. Вы можете бесплатно скачать ее (или одну из более чем 360 других версий) на OldVersion.com.
Итак, почему вы все еще используете Winamp? Не поймите меня неправильно — потоковая передача — это здорово, и я использую ее ежедневно. Но даже с 40 миллионами песен на разборке существует значительный разрыв между тем, что я хочу слушать, и тем, что доступно для потоковой передачи в любой момент времени.
Права на потоковую передачу являются гибкими, а это означает, что того, что доступно сегодня, может не быть завтра. Что еще хуже, большая часть непонятных вещей, которые мне нравятся — ранний контент с местной музыкальной сцены, записи с местных концертов, альбомы, созданные семьей и друзьями в группах, и даже некоторые великие артисты, у которых никогда не было контракта на запись, но которые они выпустили альбом или два — не для потоковой передачи.
Даже некоторые всемирно известные артисты не до конца запрыгнули на подножку потоковой передачи.